Что такое витальные запросы?
Если пользователи вводят в поиск только название бренда, то такие запросы называются витальными. Яндекс формирует выдачу по данным запросам особым образом, и если правильно оптимизировать сайт, можно вывести его на первую позицию поисковой выдачи и стабильно закрепить его там. О механизме ранжирования по витальным запросам и способах оптимизации пойдет речь в этой статье.
Что такое витальные запросы?
Витальные запросы — это поисковые запросы, которые состоят только из названия бренда или компании без каких-либо уточнений. «Mercedes», «Chanel», «Sony» и другие подобные запросы относятся к витальным.
Поисковые системы не могут точно определить, с какой целью пользователь вводит витальный запрос. Человек может хотеть купить Mercedes, найти ближайшего дилера, почитать историю марки или посмотреть фото. Поэтому Яндекс на первые места выдачи стремится выводить официальные сайты компаний.
Такой алгоритм формирования выдачи объяснить легко — поисковик считает, что именно в официальном источнике пользователь найдет максимально исчерпывающую и достоверную информацию. Например, при запросе «Chanel» поисковая система на первую позицию выводит официальный сайт chanel.com.
Как же Яндекс понимает, что по запросу «Chanel» надо выводить на первую позицию chanel.com, а по запросу «Siemens» — siemens.com? На принятие решения поисковиком влияют асессоры, которые вручную присваивают официальным сайтам статус «витальных». В идентификации витального сайта важную роль играет его URL. Он должен совпадать с названием компании или бренда.
Но поисковая выдача не ограничивается показом одного лишь витального сайта. Для того чтобы ранжировать остальные сайты, используется алгоритм машинного обучения MatrixNet. Он оценивает релевантность содержимого сайта тому или иному запросу по нескольким сотням факторов (всего их около 800).
При формировании выдачи по витальным запросам асессоры оценивают сайты по классической шкале «запрос-документ» и присваивают статусы:
- «Витальный». Это официальный сайт компании, который должен занимать первое место в выдаче (иногда несколько первых мест) по витальному запросу. Такие ресурсы априори имеют преимущество перед остальными, они как бы «прибиваются» к первой позиции.
- «Полезный». Такую оценку асессоры ставят авторитетным ресурсам, которые содержат много полезной информации для пользователя и дают исчерпывающий ответ на запрос.
- «Релевантный» (с плюсом и с минусом). К релевантным с плюсом относятся те площадки, которые в целом отвечают на поисковый запрос, но не дотягивают до полезных либо по авторитетности, либо по полноте ответа. Релевантные с минусом — это сайты, частично отвечающие на запрос.
Далее в порядке убывания релевантности и пользы для пользователей асессоры делят сайты на «нерелевантные» (содержимое ресурса не отвечает на запрос), «не про то» (на странице есть слова запроса, но они не несут для пользователя ценности), «спамные» (ресурсы, продвигаемые черными методами) и «технический мусор» (на сайте найдены вредоносные коды, поисковик не находит по указанному адресу страницу).
Достаточно часто витальные запросы путают с другими видами запросов или неверно воспринимают их суть. Ошибочно считать витальными те запросы, которые:
- кроме названия бренда содержат другую вспомогательную информацию. Например, запрос «купить Chanel» является транзакционным, а «как выбрать Chanel» — информационным;
- содержат название продукции компании, но не бренда. Так, по запросу «смартфон» (этот запрос является общим) поисковая система предложит список интернет-магазинов, но не приведет на официальный сайт компании «Apple»;
- являются широкими и обобщенными. Например, при запросе «Жокей» Яндекс не ссылается первым на сайт производителя кофе coffeejockey.ru, потому что «жокей» — это еще и профессия. В результате на первую позицию выдачи выходит статья на Википедии. А для того чтобы выйти на официальный сайт производителя кофе, нужно ввести запрос «Жокей кофе» или что-то в этом роде.
Поскольку все эти запросы не являются витальными, то при ранжировании Яндекс не будет автоматически выводить на первые позиции витальные сайты. Но даже при правильно сформулированном запросе витальный сайт может не занять первых позиций, поскольку алгоритмы работы поисковых систем не совершенны. Далее вы узнаете, какие меры надо предпринять, чтобы повысить шансы на получение первой позиции по витальным запросам.
Как продвигаться по витальным запросам?
Для того чтобы поднять позиции по витальному запросу, необходимо:
- Правильно выбрать доменное имя. Название сайта должно включать название компании или бренда. Также соблюдение этого условия поможет сделать URL более привлекательным для пользователей.
- Делать акцент на том, что сайт официальный. Формулировка «официальный сайт» помогает поисковым системам в том случае, если они не могут отличить витальный сайт от сайта посредника с таким же названием.
- Добавить сайт в каталоги и сервисы поисковых систем. Для продвижения сайта в Яндексе рекомендуется внести информацию о компании в Яндекс.Справочник и Яндекс.Каталог. Для продвижения в Google — зарегистрировать в сервисе «Google Мой бизнес».
- Использовать транслитерацию при написании названия компании/бренда. Поисковые системы хорошо воспринимают названия известных иностранных брендов, написанных кириллицей. А вот с транслитерацией названий небольших региональных компаний могут возникнуть проблемы — поисковик может воспринять запрос неоднозначно. Чтобы этого не случилось, надо на главной странице указать несколько вариантов написания названия бренда.
- Указывать на «официальность» сайта в анкорах внешних ссылок. Следует разбавить анкор-лист фразами типа «официальный сайт бренда такого-то» или «бренд такой-то».
Заниженные позиции по витальным запросам могут указывать на:
- Необходимость оптимизации сайта. Это касается новых ресурсов, которые еще не успели стать для поисковой системы авторитетными.
- Попадание под санкции Яндекса. Касается ресурсов, которые нарушили правила продвижения в Яндексе (злоупотребляли спамными ключевыми запросами, быстро наращивали некачественную ссылочную массу, использовали кликджекинг и т. п.).
- Черный пиар. Конкуренты могут искусственно понизить позиции сайта в выдаче, распространяя негативные отзывы или другие материалы, которые вредят репутации компании. Жертвами таких технологий обычно оказываются раскрученные бренды. В данном случае уместен комплекс мер по управлению репутацией (SERM). В SeoPult этот инструмент предлагается бесплатно.
Небольшие компании регионального уровня часто не могут достигнуть первых позиций в выдаче по витальным запросам из-за того, что их название совпадает с названием раскрученного бренда. Но даже в таких ситуациях учитывать витальные запросы при составлении семантического ядра нужно. Положительные отзывы клиентов, продуманное юзабилити, познавательные статьи и пресс-релизы, работа над оптимизацией — все это со временем повысит оценку ресурса при ранжировании, и он, вполне возможно, займет первую позицию по витальным запросам в региональной выдаче.
Бывают ситуации, когда по витальному запросу на первое место попадает нерелевантный сайт. Например, вместо российского представительства бренда выводится белорусское, или первое место занимает не сайт бренда, а интернет-магазин. В этом случае надо провести аудит сайта и выявить, правильно ли он оптимизирован. Если после внесенных корректив ничего не изменилось, стоит написать в техподдержку Яндекса — возможно, вам подскажут, в чем причина.
Подводим итоги
Для того чтобы продвижение по витальным запросам дало результат, важно правильно выбрать доменное имя и наполнить сайт релевантным контентом. Поисковик должен сразу понимать, что ваш сайт — официальное представительство бренда и что именно его надо выводить первым. Не стоит забывать о внешней оптимизации (регистрация в картах, справочниках поисковых систем, каталогах, составление правильного анкор-листа). Все эти меры позволят в буквальном смысле «пригвоздить» ваш сайт к ТОП-1 поисковой выдачи по витальным запросам, и сместить его оттуда будет крайне сложно.